Рефлекс-реабилитация
новый высокоэффективный
метод лечения ДЦП
Родители детей с церебральным параличом! Ознакомьтесь
с материалами и не затягивайте с лечением! Курс лечения больных с ДЦП включает в среднем 10
сеансов, с увеличением при необходимости до 15-20 сеансов. Средняя продолжительность сеансов составляет 60 мин.
Регулярность проведения курсов строится по индивидуальной программе, с учётом
состояния двигательного статуса больного. Количество курсов составляет,
в среднем 3-4 в год, с перерывом от 1 до 4 месяцев. Методика не включает применение лекарственных средств, но между
курсами может назначается медикаментозная терапия по патогенетическому
принципу. Следует отметить, что в период проведения курса лечения
не отменяются получаемые и не назначаются новые лекарственные препараты. Это делается, как с целью объективизации двигательной динамики – как результата
предложенного метода лечения, так и с целью страховки от появления
возможных побочых эффектов при применения некоторых лекарственных
препаратов (аллергия, непереносимость, повышение судорожной активности
и т.п.).
Высокая эффективность отмечается при лечениии больных всех возрастных групп, без ограничения, однако очень важно начинать лечение
как можно раньше, не дожидаясь развития стойких патологических
двигательных изменений. Наиболее предпочтительными для занятий являются
пациенты в возрасте до 7 лет с сохранным интеллектом. В этот период времени ребёнок наиболее доступен и эффект от регулярно проводимого лечения максимальный. В дальнейшем на регулярность и полноценность проведения курсов лечения начинает влиять загруженность ребёнка школьными занятиями, различными мероприятиями, подготовкой к урокам и тд.
Кроме того, у больных детей, наряду с формированием патологического двигательного стереотипа, нередко, с раннего возраста отмечается появление и развитие определённых "вредных" привычек и поведенческих реакций, характеризующихся снижением мотиваций на овладение самостоятельными двигательными навыками, что требует в работе дополнительных усилий со стороны врача реабилитолога и родителей ребёнка.
Высокая эффективностьно методики отмечается при лечении детей грудного возраста с различными синдромами двигательных нарушений
(ПЭП, гипертонус, мышечная дистония, гемисиндромы, парезы, задержки темпов
моторного развития, акушерские плекситы и т.д.), при лечении больных с
двигательными нарушениями в результате перенесенных нейро-инфекционных
и сосудистых поражений головного мозга.
При лечении у больных с ДЦП, в зависимости от формы,
отмечается снижение спастичности, возрастание силы паретичных мышц-антагонтстов,
увеличение амплитуды движений в пораженных суставах, уменьшение
по частоте и выраженности гиперкинезов, а также улучшение координации. Наблюдаются
положительные изменения в функции артикуляционно-мимической мускулатуры
и произносительной стороне речи. Активное использование полученного навыка в комплексе
самостоятельных движений обеспечивает стойкость и необратимость полученного результата.
Правильное выполнение между курсами рекомендованных упражнений
не только укрепляет полученные результаты, но и способствует
их дальнейшему развитию. Менее выраженными и стойкими полученные результаты бывают у больных
с выраженной задержкой психического развития, эпи-синдромом
в структуре патологии, у часто болеющих, соматически ослабленных
детей.
Выраженных побочных реакций при применении методики практически не отмечается и крайне редко возникающие осложнения напрямую не связаны с лечением. При анализе таких случаев выясняется, что родители в период лечения по рекомендации других специалистов, не поставив в известность, начинали давать ребёнку препараты, которые могли существенно повышать общую возбудимость и в какой-то степени судорожную готовность, например из группы ноотропов или перегружали ребёнка, проводя параллельно дополнительное лечение. Этого делать нельзя, как уже было сказано выше. В целом, при чётком взаимодействии с врачом, побочных эффектов не возникает.
Основной целью проводимой работы является максимальное развитие самостоятельных двигательных возможностей больного, поэтому оценка двигательной динамики больного строится не столько на изменении состояния отдельных звеньев его двигательного статуса (мышечного тонуса, объёма движений в отдельных суставах, степени
выраженности патологических тонических реакций), сколько на оценке качественных и целостных изменений состояния
его умелостей и двигательных
навыков, его индивидуальных возможностей самостоятельно сидеть, ползать, ходить до и после лечения.
Оценка положительной динамики строится на факте улучшения существующих и появления
качественно новых двигательных навыков, повышающих уровень социально - бытовой
адаптацию пациента.
Также с этой целью проводится специальное анкетирование,
где родители ребёнка своими словами оценивают результат лечения и возможности методики и отмечают степень её эффективности по сравнению с лечением, проводившемся ранее. Проведение видео-съёмки позволяет наглядно показать положительные изменения, произошедшие с ребенком за период лечения по предложенной методике.
Примеры заполнения анкеты (см.
в приложении).
|